рассчитать ОСАГО

рассчитать ОСАГО

рассчитать КАСКО

рассчитать КАСКО

нОВОСТИ

Как не переплачивать за полис ОСАГО
21.12.2018

Как не переплачивать за полис ОСАГО

На рассмотрении Госдумы находится законопроект, в котором предлагается повысить штраф до одного миллиона рублей для автостраховщиков за необоснованные платные услуги или отказ в заключении договора ОСАГО. Заставит ли эта мера страховые компании работать честно и что делать, если вас всё же пытаются развести? Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказали эксперты и законодатели.

Услуга на миллион
Ответственность за необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при покупке ОСАГО введена ещё в 2014 году. В качестве санкции предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере от 20 до 50 тысяч рублей, а для юридических лиц — от 100 до 300 тысяч рублей.

При этом, как отмечают авторы новых поправок — депутаты от партии «Справедливая Россия», количество жалоб граждан на отказ в заключении договора ОСАГО не снизилось, что свидетельствует о недостаточной эффективности установленной меры ответственности. В связи с этим парламентарии предлагают повысить административные штрафы, предусмотренные статьей 15.34.1 КоАП для юридических лиц, установив их в размере от 300 тысяч до одного миллиона рублей.

По словам федерального эксперта по вопросам страхования и защиты прав автомобилистов Сергея Кузина, пик отказов в выдаче полисов ОСАГО был полтора года назад. Сейчас проблема уже не такая острая, но в токсичных регионах она осталась.
«Там, где сумма выплат у страховщиков сильно превышает сумму сборов, купить полис по-прежнему проблематично, — пояснил эксперт. — Это Краснодарский край, например, и в целом юг страны».

Новые уловки
Правозащитники назвали самый яркий предлог для отказа гражданину в заключении полиса ОСАГО: автовладельца доверительно предупреждают, что его заявление будет рассматриваться в течение 30 дней. Это абсолютно незаконно, но практикуется очень часто. Большинство россиян просто не знают, что по закону полис должен выдаваться в день обращения. Клиенты просто разворачиваются и уходят.

Другое формальное основание — зависает база. Не каждому хватит терпения просидеть четыре часа в коридоре. Как правило, люди тоже уходят.

Также многие не знают, что, согласно указанию Банка России, после заключения договора страхования у страхователя есть 14 рабочих дней, чтобы отказаться от ненужной ему страховки и потребовать обратно уплаченную за неё сумму страховой премии. Однако следует помнить, что это возможно, только если навязанный договор действует более тридцати дней и страхователь не обращался за выплатой по навязанной страховке.

«Страховые компании быстро подстроились под требования законодательства, — констатировал Сергей Кузин. — Сейчас уже не заключают допполисы - клиенту просто предлагают оплатить услуги брокера, который «заключает» полис ОСАГО. Это не подпадает под дополнительный полис, от которого можно отказаться, это услуга».

По его словам, лазеек остаётся очень много, так как страховщики пользуются пробелами в правовых знаниях автомобилистов. Что же можно предпринять, чтобы отстоять свои права?

Отказ надо доказать
Даже если у автовладельца есть законные основания для подачи жалобы на действия страховщика, нельзя забывать, что факт нарушения нужно ещё доказать. В этом может помочь видеозапись нарушения, письменный ответ страховщика или свидетельские показания очевидцев.

Ранее глава думского Комитета по финрынку Анатолий Аксаков предлагал ввести аудио- и видеозапись переговоров страховщиков с клиентами в качестве усиления контроля за страховыми компаниями. Однако пока это предложение воплотится в законодательную инициативу, сбором доказательной базы следует озаботиться самим автовладельцам.